Афонская Гора. Русский монастырь. Пиломастерская
Примерно 1860-е гг. (Публикуется впервые)
Лес для строительства готовился на монастырских дачах - лесоразработках. Такими гигантскими пилами каштан распиливался на балки, из которых строили крыши и ложили перекрытия. Эти пилы изготовлены из кованого железа и для современного человека совершенно неподъемны.
Кованое железо – материал, с которым работают кузнецы испокон веков. Оно более устойчиво к коррозии, чем современная мягкая сталь. Доказательством этому служат кованые изделия, дошедшие до нас из прошлого, многим из которых уже несколько веков. Сейчас изготовлением пудлингованного железа практически никто не занимается. В основном оно применяется для реставрации старинных кованых изделий.
Ковкое железо отличается от чугуна тем, что оно не хрупкое и редко ломается. Поэтому изделия из ковкого железа очень изящные, хотя частая покраска скрадывает их изящество. Чугун легко узнать по цикличности элементов изделия и его массивности. Чугуну тоже можно придать форму, правда, молоток и наковальня здесь не помощники.
Отличить ковкое железо от мягкой стали сложнее, поскольку оба легко гнутся и не ломаются. Однако изделия из мягкой стали часто более грубые, с видимыми местами сварки деталей. Кроме того, мягкая сталь менее устойчива к коррозии. Ржавчина появляется в первую очередь в местах спайки и остается пятнами на красочном покрытии. Ковкое железо практически не ржавеет.
Сейчас мягкая сталь полностью заменила ковкое железо благодаря своей дешевизне. Как для изготовления новых кованых изделий, так и для реставрации старинных кованых изделий используется мягкая сталь.Кованое железо имеет замечательные антикоррозийные свойства благодаря своей волокнистой структуре. Используя современную терминологию, можно сказать, что получение чистого железа – первичный процесс обработки железной руды, в результате которого руда очищается от шлака.
Кузнец-монах сам находил «руду», сам выжигал уголь, сам выплавлял железо, сам ковал, сам обрабатывал...
Наличие пористых элементов структуры металла и мягкость материала в раскаленном состоянии дали в свое время людям возможность ручной ковки, что привело к возникновению нового вида афонского искусства – художественной ковки. На Афоне требовалось оковывать двери и деревянные предметы.
Задолго до начала индустриальной эпохи монахи обрабатывали кованое железо в углевыжигательных печах. Железо для ковки обрабатывалось на огне и получался качественно новый материал, свойства которого исключительно подходили для ковки. Кованые пилы монахов из древесноугольного чугуна дошли до нас из XIX века. |