Душа, испытанная скорбями, вызывает уважение не только людей, но и ангелов, и уподобляется редчайшему цветку, выращенному самим Богом.
Старец
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое -
старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути.
Смотрите:
Общий вывод о молитве изо всего, доселе о ней сказанного. Откуда явилась Иисусова молитва и частию ее содержание.
Необходимо нужно знать, что не воссияет молитва в нашем сердце, если не будет в нас глубокого сознания своей греховной растленности и своего падшего состояния, всеконечной неспособности на всякое истинно-доброе и Богу угодное дело, сокрушенного о сем сердца и плача о грехах своих. И вследствии этого, живейшего и неотложного сознания нужды в Божией помощи, без которой, по слову святого апостола, мы даже и помыслить не можем ничего доброго, но довольство наше от Бога (2 Кор.3,5). Молитва наша неотложно должна быть возносима от глубины скорбных чувств и многоболезненного сердца, с целью примирения Бога и умилостивления, а потом и соединения с Ним.
Не нужно желать – а тем более искать каких-нибудь пламенных восторгов, восхищений ума к Богу и духовных радостей сердца: все это и многое другое придет само собой при правильном и смиренном производстве Иисусовой молитвы. В духовной жизни восход на высоту состоит в погружении себя в самоуничижение, смирение и духовную нищету, словом в том, чтобы сознать себя худшим всей твари и при этом соединить свое сердце со Ипостасным Словом Божиим. В этом вся высота духовного преуспеяния, – это первое.
Второе по нем качество, необходимо нужное для приобретения Иисусовой молитвы, есть искренняя любовь к ближним и ко всякой твари, а потом нужно, по силе возможности, исполнять все евангельские заповеди.
Старец Паисий Величковскийсообщает, что молитва Иисусова в первый раз на земле сообщена была Приснодевственной Богоматери, когда Она в превышеественной чистоте Своей, несравненно чистейшей солнечных лучей, пребывала во святом святых, возрастая девственно – чистейшею плотию, и развиваясь и укрепляясь духом, готовила Себя в Божие жилище, веселое и красное, – в это время, как бы в предобручение приятилища Божества, предварительно была свыше научена сему Божественному Священнодейству – всегдашнему призыванию имени Спасителя рода человеческого – Творца Своего и Господа.
И это сказание старца вполне согласуется с обстоятельствами дела, потому что прежде, нежели Преблагословенная имела в Приснодевственной утробе Своей плотью зачать от Духа Святого Сына Божия, должна была соединится с ним в духе Своем и быть едино с Сыном Божиим, как истинная Матерь Его, всепречистую плоть Свою Ему взаимодавшая и рождшая Создателя Своего.
Потом, – продолжает старец, – Преблагословенная Владычица научила сей священной и Божественной молитве святых апостолов, а они передали ее всему христианскому миру.
И вот молитва сия, будучи священна и Божественна и по существу своему и по происхождению, являет собою добродетель первенствующую, высочайшую, равной которой нет и не может быть, как имеющая своим содержанием любовь Божию – Самого Бога.
В молитве совмещается исполнение всех добродетелей, являя ее материю их. Вера в Бога составляет ее внутреннюю силу и содержание, в ней имеет свое движение и шествие вперед и живет в молитве, как в сродной себе стихии. Любовь Божия есть само ее существо, ее сущность, природа и внутренняя сила. Надежда имеет в ней свою вечную обитель и неразлична с нею, как от солнца луч. И всякая другая добродетель от нее происходит, как рождение и в ней вмещается, как в лоне.
Правду говорят святые отцы, что если кто пребывает в молитве, тот в это время исполняет все добродетели. Потому, во-первых, что ему нет возможности, занятому великим и важным делом, в то же время обращаться к делам низким и безчестным, только, конечно, если его молитва истинная и должная.
Во-вторых, он и сам не захочет променять сладость небесную, осязательно слышимую в сердце, на зловоние греховное и на смрад плотских дел. Ибо воочию убеждается в справедливости слов апостола: скорбь и теснота на всякую душу человека, творящего злое (Рим.2,9).
И этим снова подтверждается справедливость святоотеческого учения, что молитва есть мать, глава и царица всех добродетелей. Приобрети матерь, а она родит тебе множество чад.
Схимонах Иларион. На горах Кавказа
Комментарии
Всего комментариев: 7
2016/03/05, 23:06:39
Здорово сказал святитель Филарет: Какова близость между дыханием и дышащим, такова близость между Богом и человеком. Точно. Истинно. Верно. Мы все дыхание Твое Господи. Аминь. Слава Христу Богу Всемогущему, Дыханию нашему Святому, Отцу нашему Небесному, Троице Святой, за всё.
Слава Богу за всё
2016/03/01, 15:20:36
Господи Господь наш яко чудно Имя Твое по всей земли. Аминь. Слава Великому Всемогущему Христу Богу, Всемогущей Любви, за всё
Слава Богу за всё
2016/03/01, 15:18:35
Вем человека о Христе,- добавил старец,- в роде нашем и в наше время живущаго, который говорил о себе: во всём мире духовном и вещественном я вижу только два слова: Иисус Христос.
На горах Кавказа
2016/03/01, 15:14:54
Сказано, что в имени Божием - Сам Бог; но чтобы стяжать Бога - это нелегко; и снова тяжко скорбел старец, что ныне делание Иисусовой молитвы почти неведомо людям века сего. И продолжая речь говорил, что оскудение Иисусовой молитвы главным образом происходит от того, что нет наставников и учителей этому душеспасительному делу. Не только что зело оскудеша, но, как говорит Епископ Игнатий: "их нет".
Действительно, настало для нас то печальное время, о коем издалече предвозвестили нам наши родные по духу преподобные Отцы, невещественно в горах и пустынях пожившие, а многие и среди мира - во градех и весех; и о имени Господа Иисуса Христа благодатно просветившиеся, ставши великими и славу получившими, как здесь на Земле, так в особенности на Небеси.
Они говорили, что наступит время, когда вещественность подавит духовное, земныя занятия воспреимуществуют, а духовныя отодвинутся на задний план. И если бы учение о сей спасительной молитве, по милосердию Божию, не было заключено в писание, то теперь исчезли бы о ней и самые следы.
На горах Кавказа
2016/03/01, 15:09:01
ГЛАВА 3 В ИМЕНИ БОЖИЕМ ПРИСУТСТВУЕТ САМ БОГ
Поражаясь всё более необычно возвышенною и увлекательною беседою, каковой не приходилось нам ни от кого слышать во всю свою жизнь, мы пришли в страх и ещё с более возрастающим интересом продолжали распрашивать:
- Разъясните нам это подробно, потому что для нас эта речь мало понятна?
Старец продолжал:
- Прежде всего нужно утвердить в себе ту непреложную истину, согласную как с Божественным откровением, так и с здравыми понятиями разума, что в имени Божием присутствует Сам Бог - всем Своим Существом и (всеми) Своими безконечными свойствами. Конечно, это нужно разуметь духовно,- сердцем просвещённым, а не тем плотским разумом, который, незаконно вторгаясь в духовную область, желает телесно осязать духовные предметы и, не понимая, возражает: како может Сей нам дати плоть Свою ясти (Ин.6:52)? Или ещё возражает в своём полном непонимании дела: "како может человек, стар сый, второе внити во утробу матери и родитися?" (Ин.3:4). Господь же говорит: рожденные от духа - дух есть (Ин.3:6), то есть духовные предметы понимаются духовно, при свете благодатнаго их озарения.
Для всякаго вернаго работника Христова, любящаго своего Владыку и Господа, усердно ему молящагося и святое имя Его благоговейно и любезно в сердце, своём носящаго,- имя Его всезиждительное, достопокло-няемое и всемогущее есть как бы Сам Он - вседержавный Господь Бог и дражайший Искупитель наш Иисус Христос, прежде всех век от Отца рожденный, Ему единосущный и равный Ему по всему.
Иначе и быть нельзя. Господь есть мысленное, духовное умосозерцательное Существо, таковое же и имя Его; равным образом и души наши есть Существа духовныя, мысленныя; только разстояние между ними и Богом безконечное, якоже и подобает быть между Богом и тварью, при всём том, наше к Нему отношение и приближение действуется духовно, для телесных очей незримо, силами души внутренними. Словом, всё происходит в области духа, где что-либо телесное отнюдь не имеет места. И вот, с этой точки зрения, всякому видно, что Имя Господа Иисуса Христа нет возможности отделит от Его святейшаго Лица. Ведение сие, а тем более чувство этого высочайшаго таинства, на столько драгоценно в нашей духовной жизни, что служит ея центром и основанием. А потому и говорится о нём с такою настойчивостью, силою и убеждением...
Сие Божественное чувство даёт нашей молитве к Сыну Божию силу, крепость и неразвлекаемость. Оно собирает воедино - в сердце - все наши внутрения силы и проницает своим бытием всю нашу духовную природу, в ея собранном единстве своих сил, как солнечный луч проницает стекло. И душа наша, озарённая Божиим светом, преизобильно изливающимся от Господа Иисуса, сущаго в Своём пребожественном имени, уже как бы естественно и не трудно восходит на степень высшаго духовнаго совершенства. И человек по всему бывает духовен, освящён и соединён с Богом. В действии же своём сие происходит так:
Когда человек, движимый Божественным мановением, неленостно, со всем зависящим от него старанием, не жалея трудов и времени, при всяком занятии, будет днём и ночью призывать умом или устами имя Божие священною молитвою Иисусовою: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", конечно, исполняя вместе с этим, по силе возможности и все прочия Евангельския заповеди, находясь в глубоком самоуничижении и сознании своего греховнаго состояния и нужды в Божией помощи, то по многом или малом времени, как то будет благоугодно Сердцеведцу, бывает с ним некое дивное и преестественное дело. Имя Господа Иисуса Христа, если можно так сказать, как бы воплощается, человек ясно ощущает внутренним чувством своей души в Имени Божием Самого Господа. Это ощущение Самого Господа и Его имени сливается в тождество, по коему невозможно бывает отличить одно от другого. А это, в свою очередь, делается понятным при мысли о том, что если Господь Иисус Христос принял в Свою Божественную личность наше естество и одним именем называется Богочеловек, потому что в плоти Его обитала вся полнота Божества (Кол. 1:19), то несомненно сия полнота Его Божественных совершенств обитает и в Его пресвятом имени Иисус Христове. Сказать бы так: если во плоти пребывала видимо - телесно, то в имени Его Святом невидимо, а духовно и ощутимо только сердцем или же духом своим. И вот, внося сие имя в сердце своё, мы прикасаемся в Нём, по слову святого Макария Великаго, как бы к Самому естеству Христову, Его Богочеловеческой природе, и в этом внутреннем, глубочайшем, сердечном единении или как бы слиянии своего духа с Духом Христовым, то есть Его Богочеловчеством, бываем с Ним, по свидетельству св. Апостола, един дух (1 Кор. 6:17). Где по причине крайне близкаго и теснаго союза или как бы слития, уже по неизбежности приобщаемся и Христовых свойств: Его благости, любви, мира, блаженства и прочаго - ощутительно вкушаем, яко благ Господь. А от этого без сомнения и сами делаемся по образу Создавшаго нас благими, кроткими, незлобивыми, смиренными, носим в сердце несказанную любовь ко всем и ощущаем в себе вечный живот. И только таковый человек, ради своего сердечнаго сочетания с Господом, явственно ощущая духом своим в имени Иисус Христове Его Божественное присутствие (Самого Его), не обинуясь, может свидетельствовать пред всем миром, что имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог; что имя Его не отделимо от Его святейшаго существа, а с Ним едино, утверждаясь в этом не на соображениях разума, но на чувстве сердца своего, проникнутаго Господним Духом.
Сюда должно отнести и слово св. Апостола: верующий в Сына Божия имать свидетельство в себе (1 Ин.5:10). Что, конечно, есть чувство благодатнаго соприсутствия Господа Иисуса в сердце, то есть во храме внутренняго человека, уверительно слышимое и осязательно чувствуемое: точно также и имеющий в себе внутреннее действо молитвы именем Господа Иисуса явственно слышит в сердце своём Его спасительное со-пребывание, Его жизнь и даже, если можно так выразится, как бы Его дыхание. В такое именно ближайшее единение с Господом поставляет нас молитва Иисусова. В сем имени вечная жизнь, по соприсутствию и пребыванию в Нём вечнаго Бога. По словам святых Отец, нет единения ближе того,- какое бывает между Богом и нашею душею. И это действуется всего ближе и ощутительнее во внутренней Иисусовой молитве, где ум наш как бы сорастворяется с духовным, невидимым Существом Господа Иисуса Христа.
Изъясняя сие, Первосвятитель Московский Филарет пишет: "человек не так сотворён, чтобы ему быть и оставаться в различении с Богом и в удалении от Него. Если душа человеческая есть дыхание из уст Божиих, то какова близость между дыханием и дышущим, таковая близость должна быть между душею и Богом. Различение человека от Бога есть состояние неестественное".
Равным образом и другой, современный нам великий подвижник веры и благочестия, пишет подобное сему: "как близка к тебе твоя мысль, как близка вера к твоему сердцу, так близок к тебе Бог, и чем ближе и твёрже мысль о Боге, чем живее вера и познание своей немощи и ничтожества и чувства нужды в Боге, тем Он ближе. Или как близок воздух к телу и к внутренностям его, так близок Бог. Ибо Бог, так сказать, есть мысленный воздух, которым дышат все Ангелы, души святых и души людей живущих и особенно благочестивых. Ты не можешь жить без Бога ни минуты и действительно всякую минути живёшь Им" (Протоиерей Иоанн Сергиев).
О Нем бо живем, и движемся и есмы (Деян.11:28).
Когда имя Господа Иисуса пребывает в сердце нашем, то сие делается вместилищем Божества, страною света, радости и духовнаго ощущения вечной жизни. Святой Макарий Великий говорит: "в сердце раскрываются как бы духовныя обители, а входя в оныя, снова видит человек другия безчисленныя; а там и ещё и ещё... и так без конца".
Можно сказать, что это единение с Богом есть как бы новый Эдем, подобный тому, в котором жил Первозданный до падения: состояние особенной близости человека к Богу, в которой мы наслаждаемся сладчайшим созерцанием. Конечно такая близость Бога к человеку озаряет обильным благодатным светом наши естественныя силы: просвещает ум познанием воли Божией, в волю влагает силу и бодрость ко исполнению Божественных законов, а сердце сочетавает с Богом теснейшими узами сладчайшей любви.
Можно сие изяснит и другим подобием; Господь Иисус Христос учил: веруяй в Мя, реки от чрева Его истекут воды живыя. Сие же рече,- объясняет Апостол,- о Дусе, Его же хотяху приимати вирующие во имя Его (Ин.7:38-39).
Также и в беседе с Самарянкою Господь Иисус объяснял Божественную жизнь, которой Источник находится в Нём одном, образом воды, текущей в живот вечный (Ин.4:10). И сие течение в жизнь вечную есть любовь ко Господу Иисусу Христу, которая, водворившись в нашем сердце, чрез исполнение Его спасительных заповедей и глубокое смирение, движет его неусыпною молитвою к Возлюбленному,- наподобие текущаго источника, струи коего не засыхают никогда. И тогда, можно сказать, только, имея сию Божественную любовь в сердце, мы невозмутимо пребываем на водах упокоения, имея в самих себе источники живых вод, текущие в вечную жизнь.
И сия любовь или память Божия, выражаемая молитвою, необходимо соединяет с Господом наш дух во едино: в каковом единении, приобщаясь духом своим Его Божескаго естества, мы становимся причастными вечной жизни.
Одно только это и может утолить ничем другим неутолимую жажду нашего духа, успокоить его высшия стремления. Что и выразил Господь словами: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не возжаждется во веки (Ин.4:14). Ибо вселение Христа и пребывание Его в нас неизбежно знаменуется Божественною жизнию, движения коей, выражаемыя действиями любви, наполняют всю нашу душу сладчайшими ощущениями Божества, в которых дух наш получает полное и всецелое удовлетворение своим вечным безсмертным стремлениям, и сердце достигает последняго края всем своим потребностям, желаниям, чаяниям. Далее идти некуда, и не за чем. В Боге - цель всего сущаго. Признаками сего высокаго состояния служат: омертвение для мира и оживление внутренняго человека на духовныя и святыя дела, жажда вечных благ; ум бывает тогда возвышен над тварию, и ему покорены все чувства души и тела, а, сам он всецело соединившись с Богом, безчувственным пребывает ко всему тварному бытию. Состояние блаженное и достожелательное, достигнуть котораго да сподобит Господь Бог всякаго из ревнующих о сем!...
На горах Кавказа
2015/11/18, 12:40:34
Спаси Господи!
Ольга
2015/11/17, 21:02:48
Удивительный вопрос: откуда появилась Иисусова Молитва? А почему вы не спрашиваете откуда появился Христос Бог? Ведь ответ на второй вопрос, является ответом и на первый. Так что, с тех пор, как существует Христос Бог, существует и Иисусова Молитва, то есть, Превечно. Прежде всех веков, прежде всего создания и сотворения. Аминь. Слава Христу Богу, Любви, Иисусовой Молитве, Отцу Небесному, Троице Пресвятой, за всё.