Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
19 февраля
Небеса открываются человеку только один раз в жизни; не упусти своей возможности, ибо второй раз такого, зачастую, может не быть...

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

Павел Груздев


Павел Груздев об Афоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОРА АФОН

 

Гора Афон, гора святая,

не знаю я твоих красот,

и твоего земного рая,

и под тобой шумящих вод.

Я не видал твоей вершины,

как шпиль твой впился в облака,

какие на тебе картины,

какой твой вид издалека.

Я не видал, гора святая,

твоих стремнин, отвесных скал,

и как прекрасна даль морская,

когда луч солнца догорал....

 

(подробнее эту песнь см Николай Гурьянов)

 

 

 

 

 

Почему мы обратились к этому старцу?

Павел Груздев - символ русской души

 

 

 

Имя ярославского старца архимандрита Павла (Груздева) почитаемо по всей России. При жизни отец Павел был прославлен многими дарами. Во всяком случае, его предстательство пред Господом было сильно и действенно. Это был именно Старец – простец.
Как отмечают воспоминания о нем, могучую жизнь прожил этот праведник с Богом и с народом, разделив все испытания, выпавшие на долю России в 20-м веке. Малая родина Павла Груздева - уездный город Молога - был затоплен водами Рыбинского водохранилища, и мологский изгнанник стал переселенцем, а потом и лагерником, отбыв срок наказания за веру одиннадцать лет. И снова вернулся он на мологскую землю - точнее, то, что осталось от нее после затопления - и служил здесь священником в селе Верхне-Никульском почти тридцать лет и три года...
Там и окормлялись у него священники: прот. Владимир Воробьев, Аркадий Шатов и многие другие известные пастыри. Как говорил прот. Владимир Воробьев, все собирались к отцу Павлу на праздник иконы Божией Матери «Достойно есть» – престольный праздник его храма. Именно тогда и слушали неповторимые рассказы Старца.
Все воспоминания отца Павла необычны и замечательны. Среди всех даров архимандрита Павла замечателен его дар рассказчика: он словно исцелял собеседника живительной силой своего слова. Все, кто общался с батюшкой, кто слушал его рассказы - такие простые и житейские вспоминают в один голос, что уезжали от о. Павла "как на крыльях", настолько радостно преображался их внутренний мир.

 

 

Во всяком случае, эти воспоминания всегда наводят на сравнение с замечательным романом Ф.М. Достоевского «Идиот», где автор, как он пишет в своих письмах, пытался показать – что было бы, если бы Христос жил в современном мире. Так что прототипом князя Алеши является именно Спаситель. А было нечто банальное – князя Алешу даже самые близкие люди называли идиотом, причем, отнюдь не редко.
Точно таким же образом заканчиваются многие рассказы о. Павла. Впрочем, делая поправку на исторический контекст нашей эпохи и культурное одичание интеллигенский термин идиот редуцируется в – страшно сказать, а необходимо – простонародное дурак. Это было не скрыто от о. Павла. Так что и сам Старец называл большие собрания священников у него Дома – по образу Духовной Академии – «Академией дураков». Справедливо заметить, что учили в этой Академии совершенно определенным предметам, а профессором и ректором был сам Батюшка. Он рассказывал свои истории, которые и бумага не терпит…


Однажды, это было в период работы в колхозе (замаскированном под коммуну монастыре), послушник Павел был избран народным заседателем в советский суд, самый справедливый суд в мире. Войдя в зал …перекрестился – не бес ведь. Судили вора, а был голод. Приговор вынесен отнюдь не мягий. Во время зачитывания приговора встал заседатель «Павелко» Груздев и оправдал «бандита»: у него ведь жена голодная и дети... Последствия были не очень тяжелы: в колхоз пришла бумага «Дураков больше не присылайте».
Другой раз Старец выступал в роли свидетеля: и опять с точки зрения сов. Власти. он оказался «дураком». Дело было в лагере. Павел спас о самоубийства – вынул из петли –заключенного немца, который пас лошадей и «проспал» их – они попали под поезд. Давая свидетельские показания на суде, заключенный Груздев «не посмотрел» на тяжелое положение на фронте, которое определило смертный приговор «несчастному соне», но опять полностью оправдал беднягу: у него ведь «фрау», детки, наверное, тоже есть.

А однажды он выступил в роли «придурка» («стуканул» на стукача – по терминологии Солженицина) и снова подтвердил «странное имя». Этот случай «не для посторнних ушей» и вряд ли будет напечатан. А мы его расскажем для духовной пользы, полноты картины и живости образа Старца - простеца. В епархии о. Павла был один протоирей, который был в советское время «стукачем» и многих предал. Это знали не все. Однажды на епархиальном собрании вдруг неожиданно встал о. Павел и при всех громко обратился к важному протоирею: Алешка, покайся – скоро суд!
Так и пронес великий старец звание «дурака» через всю жизнь. Так что тут и персонаж Достоевского уже не охватывает всей полноты образа. Впрочем, у нас еще остается типология Иванушки из сказки...

 

 

 

 

Однажды Старец оказался «дураком» и среди заключенных. Что же было на душе русского Иванушки дурачка? Наверное, лучше предоставить слово самому Избраннику Божию. Архимандрит Павел незадолго до смерти, в 90-х годах нашего (уже минувшего) столетья, признался: "Родные мои, был у меня в жизни самый счастливый день. Вот послушайте.
Пригнали как-то к нам в лагеря девчонок. Все они молодые-молодые, наверное, и двадцати им не было. Их "бендеровками" называли. Среди них одна красавица - коса у ней до пят и лет ей от силы шестнадцать. И вот она-то так ревит, так плачет... "Как же горько ей, - думаю, - девочке этой, что так убивается она, так плачет".
Подошел ближе, спрашиваю... А собралось тут заключенных человек двести, и наших лагерных, и тех, что вместе с этапом. "А отчего девушка-то так ревит?" Кто-то мне отвечает, из ихних же, вновь прибывших: "Трое суток ехали, нам хлеба дорогой не давали, какой-то у них перерасход был. Вот приехали, нам за все сразу и уплатили, хлеб выдали. А она поберегла, не ела - день, что ли, какой постный был у нее. А паек-то этот, который за три дня - и украли, выхватили как-то у нее. Вот трое суток она и не ела, теперь поделились бы с нею, но и у нас хлеба нету, уже все съели".
А у меня в бараке была заначка - не заначка, а паек на сегодняшний день - буханка хлеба! Бегом я в барак... А получал восемьсот граммов хлеба как рабочий. Какой хлеб, сами понимаете, но все же хлеб. Этот хлеб беру и бегом назад. Несу этот хлеб девочке и даю, а она мне: "Ни, не треба! Я честь свою за хлиб не продаю!" И хлеб-то не взяла, батюшки! Милые мои, родные! Да Господи! Не знаю, какая честь такая, что человек за нее умереть готов? До того и не знал, а в тот день узнал, что это девичьей честью называется.
Сунул я этот кусок ей под мышку и бегом за зону, в лес! В кусты забрался, встал на коленки... и такие были слезы у меня радостные, нет, не горькие. А думаю, Господь и скажет:
- Голоден был, а ты, Павлуха, накормил Меня.
- Когда, Господи?
- Да вот тую девку-то бендеровку. То ты Меня накормил!
Вот это был и есть самый счастливый день в моей жизни, а прожил я уж немало".
Счастьем же для Батюшки было предстояние пред Богом. По воспоминаниям, на самой службе он стоял словно какой-то столп духовный, молился всей душой, как гигант, этот маленький ростом человек, и все присутствовали как на крыльях на его молитве. Такая она была - из самого сердца. Голос громкий, сильный. Иногда, когда совершит таинство причастия, он просил Господа по-простому, как своего отца: "Господи, помоги там Сережке, что-то с семьей..." Прямо у престола - и этому помоги, и этому... Во время молитвы всех перечислял на память, а память у него была, конечно, превосходная".
Тем же, кто и сам захочет стать сам «дураком» и заочно учиться в Академии, Старец оставил духовное завещание: "Молитва везде действует, хотя не всегда чудодействует, " - записано в тетрадях о. Павла. "На молитву надо вставать поспешно, как на пожар, а наипаче монахам". "Господи! Молитвами праведников помилуй грешников".

 

 

 

 

 

 

 


 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево