Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
21 января
Отречение от привязанности К вещам, помыслам и к своему “я”, До полного с ним несогласия – Три твердыни совершенной Любви И безстрастия.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРП. НИЛ СОРСКИЙ. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИТИЯ. ПРЕБЫВАНИЕ НА АФОНЕ - 2 ...«ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СЕМЬ РАЗ УСЛЫШАТЬ»...
Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2 ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»...

Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне - 2

 

 

 

 

Старец Нил учит Россию Афонскому Преданию

 

 

 

 

Недалеко от лавры святого Афанасия

 ...«лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать»...

 

 

 

            Недалеко от лавры святого Афанасия старцы Нил и Инно­кентий нашли пещеру святого Петра Афонского, житие которо­го преподобный Нил хорошо знал и любил. Святой Петр был первым афонским святым, имя которого сохранило предание Афона. Пятьдесят три года прожил Петр Афонский в своей пе­щере в совершенном безмолвии, не видя лица человеческого. Бес в виде ангела не раз искушал святого Петра, говоря ему: «Оставь пещеру, иди в мир на утверждение многим и будешь наставником для ищущих спасения». Но исчезал после моли­твы святого. Сама Божья Матерь явилась святому, укрепляя его, и пообещала, что ангел будет приносить ему пищу раз в сорок дней. Любопытное свидетельство о пещере Петра Афон­ского оставил русский писатель Б. К. Зайцев, побывавший на Афоне в 1928 году. «Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня, и живут два иеромонаха. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил, и они гибнут».

 

 


Некоторые историки предполагают, что Нил Сорский во время своего пребывания на Афоне подвизался в русском Пан-телеимоновом монастыре. Эта обитель, в древности именуемая монастырем Фессалоникийца и освященная во имя святого целителя Пантелеймона, возникла примерно в то же время, что и лавра святого Афанасия - в X веке. В XI веке монастырь пе­редали русской монашеской общине, однако во второй полови­не XV века его населяли преимущественно сербские монахи.

 

 


В южной части афонского полуострова, в пустынных и труд­нодоступных местах, находились пустыни монахов, проводивших самое суровое и аскетичное житие. В свое время их жизнь поразила святого Савву Сербского, который обошел весь Афон в поисках примеров для подражания. Кельи пустынников пред­ставляли собой хижины из веток деревьев или пещеры в скалах. Кельи были настолько тесны, что можно было встать только одному человеку с распростертыми руками. Подвижники отли­чались крайним нестяжанием: они не имели ничего, кроме ро­гожек, деревянных изголовий и орудий для рукоделия. Самые труднодоступные кельи подвижников, напоминающие одино­кие орлиные гнезда, находились в местности Каруля. Афонские пустынники употребляли пищу, не требующую приготовления: сухари, оливы, бобы, зелень, сухие плоды. Иногда пищу отшель­никам приносили прохожие монахи. Но путь по узким тропин­кам над отвесными пропастями, который ведет в карульские кельи, настолько труден и опасен, что посетители здесь редки. Поэтому монахи, по свидетельству паломников, часто питались лишь дикой капустой, которая растет в каменных расселинах, и дождевой водой. Здесь увидел старец Нил жестокое и трудное житие. Здесь жили люди, имевшие различные духовные даро­вания. Здесь был корень монашеской жизни Афона.

 

 


На Афоне русские паломники познакомились с общими правилами монашеской жизни, выработанными еще в древности. Древний афонский устав, который до сих пор хранится в библи­отеке протата, написан на пергаменте, выделанном из козлиной шкуры, и потому называется «Трагос» (что в переводе с гречес­кого языка означает «козел»). Одно из основных правил гласит, что вход женщинам на Афон запрещен (здесь нет и животных женского пола). Даже теплоходам, на борту которых находятся женщины, разрешается стоянка у берегов Афона лишь на поч­тительном расстоянии, так что сами афонские монастыри, рас­положенные на берегу, можно хорошо рассмотреть только в би­нокль. Этот запрет действовал на Афоне, видимо, с самого на­чала его монашеской истории. В житии Петра Афонского это безусловное правило объясняется так: поскольку Христос даро­вал Афон Своей Пречистой Матери, другим женщинам нет мес­та на нем. Это правило не нарушалось даже для дочерей и жен византийских императоров. Предание рассказывает, что дочь им­ператора Феодосия I Галла Плацидия, прибыв на Афон, собира­лась совершить поклонение в храме Ватопедского монастыря, но у входа в собор была остановлена гласом свыше: «Стой, не иди далее, да не пострадаешь зло». Императрица в слезах взмо­лилась о прощении и покинула Афон.

Другое правило категорически запрещает постригать на Афо­не безбородых юношей и евнухов. Кроме того, Трагос запрещалафонским монахам крестить детей и вступать в побратимство с мирянами, гостить у мирян, если они по каким-то причинам находились за пределами Афона. Монахи могли торговать толь­ко вещами, сделанными своими собственными руками. Они не должны были продавать свои участки земли, лес и вино. Кстати, лес на продажу запрещалось рубить на Афоне с древ­них времен. Как видим, все эти правила устанавливались для того, чтобы сохранить обособленность Афона от мира, а его иноков от искушений и тяжелых пороков. Эти афонские пра­вила впоследствии повторил в уставе своего скита преподоб­ный Нил.

 

 

Дохиар

 


Наблюдая, как безмолвствуют монахи Святой Горы, стар­цы Нил и Иннокентий учились уставу афонских скитов, образу умной молитвы. Их повседневную жизнь в афонских монасты­рях можно отчасти представить себе по русско-греческому раз­говорнику старца Паисия (Ярославова). Русский паломник, со­ставивший разговорник, долго жил в греческих монастырях, в келье со старцем-греком. Из разговорника мы узнаем, как мона­хи общались друг с другом, правила монашеской вежливости. Навещая монаха или старца в его келье, инок должен был взять благословение и спросить о здоровье: «Благослови, отче мой святый, добре тя обретохом, да увемы, како имат святыни ти,

еси ли добре в здравии твоем». Прощаясь, инок просил святых молитв старца: «Моли Бога, отче святый, о мне грешнем». Буду­чи посланным от своего старца к другому с каким-нибудь пору­чением, инок должен был передать поклон: «Прислал мя старец к твоей святыни; старец, господине, метание творит святыни ти». В ответ его могли спросить о собственном духовнике: «Доб­ре ли старец твой?». Живя в келье у старца, монах выполнял всякую работу по ведению несложного келейного хозяйства и такие веления: «принеси воды», «склади огнь», «положи хлебы», «приготови вино» и так далее. Спрашивал: «Что варити?», а когда заканчивал работу, говорил: «Все готово». Правила госте­приимства требовали накормить гостя, проследить, чтобы ему было удобно. Угощая гостя, по этикету требовалось сказать: «Не дивите (не удивляйтесь. - Е.Р.), что дал Бог» или: «Что есть у нас, то пред вами». Старец строго наблюдал за жизнью своего ученика и делал такого рода замечания: «много спишь», «не ленися», «всуе тружался», а докучливому ученику мог ска­зать: «не стужай ми». Как и все живые люди, старцы и монахи подвергались разным болезням, испытывали разные душевные состояния. В монашеском общении, несомненно, присутствова­ло искреннее человеческое участие. Брат спрашивал другого инока: «Что тя болит?». Тот отвечал: «Глава мя болит» или: «Все ми тело не здраво», или «Душею не здравею». Свое душевное состояние характеризовали так: «тошно ми», «радост ми днес», «печален», «нездрав».

 

Ксенофонт

 


 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево