Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Сегодня
6 февраля
Быть православным -  значит, отринуть в себе зло, а добро сделать главным.   Быть послушником – значит, выйти из мира и стать добровольным мучеником.

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРП. НИЛ СОРСКИЙ. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИТИЯ. ПРЕБЫВАНИЕ НА АФОНЕ. - 1
Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне. - 1

Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребываение на Афоне -1

 

 

Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне.

 

(Елена Романенко)

 

Господи, кто обитает в жилище твоем? Или кто вселится во святую гору твою? Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем.

(Пс. 14; 1-2)

 

 


 


 

 

          После падения Константинополя Афон находился под по­кровительством (хотя и не всегда бескорыстным) турецких султанов, благодаря чему сохранил относительную независи­мость. Монахи не интересовались политикой, и Афон по-преж­нему оставался совершенно обособленным от остального мира, лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посети­ли Карею, административный центр Святой Горы. Здесь стар­цы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго. В центре Карей находится древний храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Незадол­го до прибытия сюда русских паломников стены храма были украшены фресками. Со стен на приходящих взыскательно смо­трели суровые лики афонских святых. В алтаре Успенской цер­кви находится, как в древности, так и сейчас, древняя икона Богородицы «Достойно есть», которая по традиции считается покровительницей Афона. Взяв благословение у Небесной Игу­мений Святой Горы, русские странники отправились посещать афонские монастыри и скиты.

 


Пышная средиземноморская растительность и живописные виды Святой Горы вызывали восхищенное удивление палом­ников, выросших в средней полосе России. Не имея возмож­ности когда-либо посетить Афон, я воспользуюсь одним из тех поэтических описаний, которые сохранились в книгах многочи­сленных паломников Святой Горы. «Несмотря на более чем тысячелетнее существование иноческих поселений, на Афоне и поныне сохранилось много девственных мест, непроходимых дебрей и неприступных утесов, куда не проникал еще челове­ческий глаз и где не ступала человеческая нога... Почти вся поверхность горы, ее склоны, долины покрыты вековыми, вы­сокими деревьями и мелким кустарником различных пород. Густолиственные, поднимающиеся до небес кедры, украшенные вьющимися по их стволам и ветвям стеблями и цветами омелы (из породы плюща), благоухающие певги, стройные кипарисы, крепкие буки и дубы, тенистые платаны, черные тополи, плаку­чие ивы, громадные каштаны, маслины, миртовые, миндальные, апельсиновые и лимонные деревья, вишня, виноград, розы, яб­лони и груши - вот обычные представители афонской флоры. Прекрасный вид дополняется многочисленными источниками воды... Живой голос редко слышится на Афоне - ни рев зверей, ни мычание и блеяние стад не нарушают глубокого безмолвия местности, везде тихо и пустынно. Только ветер просвистит в горных ущельях или поднимет шелест листьев в сплошных здешних рощах, да неугомонное море глухо и монотонно зашу­мит у прибрежных скал, - и снова повсюду воцарится тишина и водворится безмолвие. А над всем господствует яркое тропи­ческое солнце».

 


Живописные красоты скоро стали привычными, однако осо­бое умиротворение природы, царящее на Афоне, способствова­ло молитвенному настроению обитателей Святой Горы. Вид с горы всегда способствует устремлению ума к «Горнему миру», не случайно многие монастыри и храмы построены на возвы­шенных местах. Путь духовного восхождения, которым шли иноки, находился в гармонии с земным пейзажем. Неподалеку от Карей находился скит, который основал в 1199 году святой Савва Сербский. Этот скит имел много названий: Великая Карейская келлия, Савина молчальница, исихастирия. Келлия вме­щала двух-трех человек. Савва Сербский построил здесь неболь­шой храм, который освятил во имя своего святого покровителя -Саввы Освященного. Эта церковь была намеренно создана очень скромной, без каких-либо архитектурных и декоративных из­лишеств, чтобы у монахов во время молитвы не возникало мыслей ни о чем суетном. «Алтарь храма совсем мал и узок, как и каменная трапеза, прислоненная к малой алтарной апсиде». В храме жители скита собирались только раз в неделю - на все­нощную службу с субботы на воскресенье. Все остальное время они уединенно молились в своих жилищах. Скит существовал совершенно независимо. Никто не имел права надзора за жизнью этих монахов: ни прот, ни игумен сербского Хиландарского мо­настыря, никто другой из братства обители. Карейской келлии принадлежали небольшой виноградник, пасека и сад плодовых деревьев, необходимые для пропитания насельников скита.

 


Здесь было много родниковой воды, то есть место оказалось очень благоприятным для того, чтобы посвятить себя молитве и не задумываться о хлебе насущном. Хотя подвижникам его много и не требовалось. Согласно уставу о посте иноки Карейской келлии с понедельника по пятницу вкушали пищу один раз в день; в субботу и воскресенье - дважды в день. В постные дни на трапезе не разрешались мед и вино, во вторник и четверг, если не было многодневного поста, можно было есть мед и пить вино; в субботу и воскресенье иноки могли вкушать рыбу и сыр. Великим Постом мед и вино разрешались только в субботу и воскресенье

 

 


Сам святой Савва проводил здесь строго аскетическую жизнь в бдении и молитве, вкушая только хлеб и воду. Молит­венное правило иноков Карейского скита заключалось в ежед­невном чтении целой Псалтири, которое сопровождалось молит­вами, покаянными стихирами и поклонами. Воскресное бдение вместо вечерни начиналось службой, по составу напоминаю­щей панихиду. Святой Савва любил повторять слова из погре­бальной стихиры, перефразируя их так: «Путь этот краток, кото­рым идем. Дым - житие это, пар, пыль и пепел, на малое время дается и быстро проходит». Эти же слова из устава Карейской келлии процитированы и в уставе Нила Сорского как слова свя­тителя Иоанна Златоуста. Казалось бы, старец Нил мог их про­читать в творениях Иоанна Златоуста и переписать в свой устав. Однако интрига заключается в том, что эта цитата не найдена современными филологами в сочинениях Иоанна Златоуста. Возможно, что преподобный Нил процитировал эти слова, по­разившие его своей точностью и образностью, по уставу Карей­ской келлии. С большой долей вероятности можно утверждать, что старец Нил посещал исихастирию святого Саввы: скит на­ходился недалеко от Карей. К тому же Савва Сербский был из­вестен как исихаст и безмолвник, а такие подвижники вызыва­ли пристальный интерес Нила Сорского.

Близ Карей кроме молчальницы Саввы Сербского впослед­ствии возникло еще несколько келлий. Во второй половине XV ве­ка здесь уже существовала келлия в честь Святых Архангелов, где подвизались старцы Дионисий Агарик и Нектарий. Как Иов Многострадальный, старец Нектарий был предан на испыта­ние чрезвычайным телесным болезням. После преставления в 1500 году он был причислен к лику афонских святых. Непода­леку от Карей в келлии Иагари подвизался другой старец Филофей Карейский, сподобленный за высокую чистоту своей жизни дара прозорливости. Оба старца были современниками

 

 

 

Карейский скит. Вид на Север Святой Горы.

 

 

 

 

А преподобного Нила Сорского, с ними он мог встречаться во время своего пребывания на Афоне. Всякий день афонские иноки-келлиоты вычитывали поло­вину Псалтири и по шестьсот молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сверх того полагалось от трехсот до пятисот поклонов. Если кто хотел прибавить, то это не воз­бранялось. Чтение Псалтири в качестве келейного правила -древнейший монашеский обычай. В монашеских уставах часто встречается «Чин двенадцати псалмов». Блаженный Августин говорил, что «любовь к псалмопению родила монастыри». Пер­вые монахи прочитывали всю Псалтирь за раз, и это было их ночной или дневной молитвой. Афонские келлиоты в XV веке также придерживались этой традиции. Об этом мы узнаем из описания архимандрита нижегородского Печерского монасты­ря Досифея. Он побывал на Афоне на полтора столетия раньше преподобного Нила - в начале XIV века. Архимандрит заметил, что в его время на Руси вся Псалтирь вычитывалась в монасты­рях только Великим Постом и в другие посты, «но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь». В XV ве­ке это правило Афонской Горы уже стало известно в русских монастырях: например, в библиотеке Кирилло-Белозерского мо­настыря обнаружен богослужебный сборник того времени, где переписано правило архимандрита Досифея.

 

 


Будучи монахом Кириллова монастыря, старец Нил начал составлять сборники житий древних святых. Сюда в числе про­чих он включил жития Петра и Афанасия Афонских. Теперь ста­рец Нил мог посетить места пребывания этих великих подвиж­ников. История имеет свойство оживать, когда странник прика­сается с благоговейным чувством к ее древним камням. Далекие события словно приобретают резкость и приоткрывают свою подлинную суть. Несомненно, что русские иноки побывали в знаменитой лавре святого Афанасия Афонского. Но не богатству и красоте церковных зданий поклонились здесь преподобные Нил и Иннокентий, а подвигу святого Афанасия, основавшего свой монастырь на когда-то безлюдной и безводной стороне Афона. Временами на святого нападали такое уныние и желание покинуть это место, что Афанасий едва справлялся с ними. Прой­дя через это искушение, Афанасий Афонский стал наставником для других иноков. В 961-962 году он, получив значительные средства от военачальника и будущего императора Никифо-ра II Фоки, начал строительство на Афоне большого монасты­ря, который впоследствии назвали Великой лаврой. Уже при жиз­ни Афанасия здесь жили восемьдесят человек. Среди них быливыходцы из Италии, Грузии, Армении, и никого в обители Афа­насия не называли чужестранцами.

 

 

 


Дохиар


 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево