Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребываение на Афоне -1
Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне.
(Елена Романенко)
Господи, кто обитает в жилище твоем? Или кто вселится во святую гору твою? Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем.
(Пс. 14; 1-2)

После падения Константинополя Афон находился под покровительством (хотя и не всегда бескорыстным) турецких султанов, благодаря чему сохранил относительную независимость. Монахи не интересовались политикой, и Афон по-прежнему оставался совершенно обособленным от остального мира, лишь отдаленные отголоски исторических событий достигали этих мест. На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посетили Карею, административный центр Святой Горы. Здесь старцы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго. В центре Карей находится древний храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Незадолго до прибытия сюда русских паломников стены храма были украшены фресками. Со стен на приходящих взыскательно смотрели суровые лики афонских святых. В алтаре Успенской церкви находится, как в древности, так и сейчас, древняя икона Богородицы «Достойно есть», которая по традиции считается покровительницей Афона. Взяв благословение у Небесной Игумений Святой Горы, русские странники отправились посещать афонские монастыри и скиты.
Пышная средиземноморская растительность и живописные виды Святой Горы вызывали восхищенное удивление паломников, выросших в средней полосе России. Не имея возможности когда-либо посетить Афон, я воспользуюсь одним из тех поэтических описаний, которые сохранились в книгах многочисленных паломников Святой Горы. «Несмотря на более чем тысячелетнее существование иноческих поселений, на Афоне и поныне сохранилось много девственных мест, непроходимых дебрей и неприступных утесов, куда не проникал еще человеческий глаз и где не ступала человеческая нога... Почти вся поверхность горы, ее склоны, долины покрыты вековыми, высокими деревьями и мелким кустарником различных пород. Густолиственные, поднимающиеся до небес кедры, украшенные вьющимися по их стволам и ветвям стеблями и цветами омелы (из породы плюща), благоухающие певги, стройные кипарисы, крепкие буки и дубы, тенистые платаны, черные тополи, плакучие ивы, громадные каштаны, маслины, миртовые, миндальные, апельсиновые и лимонные деревья, вишня, виноград, розы, яблони и груши - вот обычные представители афонской флоры. Прекрасный вид дополняется многочисленными источниками воды... Живой голос редко слышится на Афоне - ни рев зверей, ни мычание и блеяние стад не нарушают глубокого безмолвия местности, везде тихо и пустынно. Только ветер просвистит в горных ущельях или поднимет шелест листьев в сплошных здешних рощах, да неугомонное море глухо и монотонно зашумит у прибрежных скал, - и снова повсюду воцарится тишина и водворится безмолвие. А над всем господствует яркое тропическое солнце».
Живописные красоты скоро стали привычными, однако особое умиротворение природы, царящее на Афоне, способствовало молитвенному настроению обитателей Святой Горы. Вид с горы всегда способствует устремлению ума к «Горнему миру», не случайно многие монастыри и храмы построены на возвышенных местах. Путь духовного восхождения, которым шли иноки, находился в гармонии с земным пейзажем. Неподалеку от Карей находился скит, который основал в 1199 году святой Савва Сербский. Этот скит имел много названий: Великая Карейская келлия, Савина молчальница, исихастирия. Келлия вмещала двух-трех человек. Савва Сербский построил здесь небольшой храм, который освятил во имя своего святого покровителя -Саввы Освященного. Эта церковь была намеренно создана очень скромной, без каких-либо архитектурных и декоративных излишеств, чтобы у монахов во время молитвы не возникало мыслей ни о чем суетном. «Алтарь храма совсем мал и узок, как и каменная трапеза, прислоненная к малой алтарной апсиде». В храме жители скита собирались только раз в неделю - на всенощную службу с субботы на воскресенье. Все остальное время они уединенно молились в своих жилищах. Скит существовал совершенно независимо. Никто не имел права надзора за жизнью этих монахов: ни прот, ни игумен сербского Хиландарского монастыря, никто другой из братства обители. Карейской келлии принадлежали небольшой виноградник, пасека и сад плодовых деревьев, необходимые для пропитания насельников скита.
Здесь было много родниковой воды, то есть место оказалось очень благоприятным для того, чтобы посвятить себя молитве и не задумываться о хлебе насущном. Хотя подвижникам его много и не требовалось. Согласно уставу о посте иноки Карейской келлии с понедельника по пятницу вкушали пищу один раз в день; в субботу и воскресенье - дважды в день. В постные дни на трапезе не разрешались мед и вино, во вторник и четверг, если не было многодневного поста, можно было есть мед и пить вино; в субботу и воскресенье иноки могли вкушать рыбу и сыр. Великим Постом мед и вино разрешались только в субботу и воскресенье
Сам святой Савва проводил здесь строго аскетическую жизнь в бдении и молитве, вкушая только хлеб и воду. Молитвенное правило иноков Карейского скита заключалось в ежедневном чтении целой Псалтири, которое сопровождалось молитвами, покаянными стихирами и поклонами. Воскресное бдение вместо вечерни начиналось службой, по составу напоминающей панихиду. Святой Савва любил повторять слова из погребальной стихиры, перефразируя их так: «Путь этот краток, которым идем. Дым - житие это, пар, пыль и пепел, на малое время дается и быстро проходит». Эти же слова из устава Карейской келлии процитированы и в уставе Нила Сорского как слова святителя Иоанна Златоуста. Казалось бы, старец Нил мог их прочитать в творениях Иоанна Златоуста и переписать в свой устав. Однако интрига заключается в том, что эта цитата не найдена современными филологами в сочинениях Иоанна Златоуста. Возможно, что преподобный Нил процитировал эти слова, поразившие его своей точностью и образностью, по уставу Карейской келлии. С большой долей вероятности можно утверждать, что старец Нил посещал исихастирию святого Саввы: скит находился недалеко от Карей. К тому же Савва Сербский был известен как исихаст и безмолвник, а такие подвижники вызывали пристальный интерес Нила Сорского.
Близ Карей кроме молчальницы Саввы Сербского впоследствии возникло еще несколько келлий. Во второй половине XV века здесь уже существовала келлия в честь Святых Архангелов, где подвизались старцы Дионисий Агарик и Нектарий. Как Иов Многострадальный, старец Нектарий был предан на испытание чрезвычайным телесным болезням. После преставления в 1500 году он был причислен к лику афонских святых. Неподалеку от Карей в келлии Иагари подвизался другой старец Филофей Карейский, сподобленный за высокую чистоту своей жизни дара прозорливости. Оба старца были современниками
Карейский скит. Вид на Север Святой Горы.

А преподобного Нила Сорского, с ними он мог встречаться во время своего пребывания на Афоне. Всякий день афонские иноки-келлиоты вычитывали половину Псалтири и по шестьсот молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сверх того полагалось от трехсот до пятисот поклонов. Если кто хотел прибавить, то это не возбранялось. Чтение Псалтири в качестве келейного правила -древнейший монашеский обычай. В монашеских уставах часто встречается «Чин двенадцати псалмов». Блаженный Августин говорил, что «любовь к псалмопению родила монастыри». Первые монахи прочитывали всю Псалтирь за раз, и это было их ночной или дневной молитвой. Афонские келлиоты в XV веке также придерживались этой традиции. Об этом мы узнаем из описания архимандрита нижегородского Печерского монастыря Досифея. Он побывал на Афоне на полтора столетия раньше преподобного Нила - в начале XIV века. Архимандрит заметил, что в его время на Руси вся Псалтирь вычитывалась в монастырях только Великим Постом и в другие посты, «но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь». В XV веке это правило Афонской Горы уже стало известно в русских монастырях: например, в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря обнаружен богослужебный сборник того времени, где переписано правило архимандрита Досифея.
Будучи монахом Кириллова монастыря, старец Нил начал составлять сборники житий древних святых. Сюда в числе прочих он включил жития Петра и Афанасия Афонских. Теперь старец Нил мог посетить места пребывания этих великих подвижников. История имеет свойство оживать, когда странник прикасается с благоговейным чувством к ее древним камням. Далекие события словно приобретают резкость и приоткрывают свою подлинную суть. Несомненно, что русские иноки побывали в знаменитой лавре святого Афанасия Афонского. Но не богатству и красоте церковных зданий поклонились здесь преподобные Нил и Иннокентий, а подвигу святого Афанасия, основавшего свой монастырь на когда-то безлюдной и безводной стороне Афона. Временами на святого нападали такое уныние и желание покинуть это место, что Афанасий едва справлялся с ними. Пройдя через это искушение, Афанасий Афонский стал наставником для других иноков. В 961-962 году он, получив значительные средства от военачальника и будущего императора Никифо-ра II Фоки, начал строительство на Афоне большого монастыря, который впоследствии назвали Великой лаврой. Уже при жизни Афанасия здесь жили восемьдесят человек. Среди них быливыходцы из Италии, Грузии, Армении, и никого в обители Афанасия не называли чужестранцами.
Дохиар
|