Главная
Новости
Тексты
Стихи
Галереи
Файлы
Видео
Аудио
О проекте
Отзывы о книгах
Монах Симеон Афонский Издания
Написать письмо
Карта сайта
Поиск
Все комментарии
Православный каталог
Скоро
15 февраля
Хочешь увидеть, что жизнь делает с тобой? – Посмотри на свое лицо... Хочешь увидеть, что жизнь делает с людьми? – Посмотри на свое сердце...
Осталось 3 дня

Старец

 
Информационный портал о старцах и старчестве. Что такое - старец. Как происходит передача опыта старца. Почему мудрые высказывания старцев чаще всего состоят из притч. Что такое молитва старцев? Как появилась молитва Оптинских старцев? Почему старцы пишут стихи? Почему старцы всегда гонимы? Наконец, все эти вопросы подводят нас к главному - что такое Церковь? Здесь не может быть прямого и однозначного ответа. И тем не менее, ответ жизненно важно найти. Самое трудное в поиске - научиться, как выделить главное. Для этого создан наш портал. Если вы задали себе эти вопросы, тогда нам по пути. Смотрите:

Новые статьи на портале

Книги монаха Симеона Афонского

В НАЧАЛО / НИЛ СОРСКИЙ / ПРП. НИЛ СОРСКИЙ. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖИТИЯ. ПРЕБЫВАНИЕ НА АФОНЕ. -3
Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне. -3

 Прп. Нил Сорский. Новые материалы жития. Пребывание на Афоне.

 

 

Учеба в монастырях

 


           Монах-паломник ходил на церковные службы, причащал­ся: в разговорнике перечислены все названия служб и время суток, в которые они совершались: «пред вечернею», «пред обеднею», «начали ли обедню?», «проскомидию творит» и так далее. Несомненно, что русским инокам нравилось греческое богослужение, вся лексика, служащая для описания этой темы, исключительно похвальная: «церковь велика, красна; Попове добри, поют красно». Бывало, что греческие монахи сами при­глашали паломников посетить свой монастырь или келью: «побывай в нашем монастыре, познаешь нашу келью». И, ука­зывая рукой вверх на гору, где к скале, словно птичье гнездо, прилепился монастырь, греческий монах показывал русским паломникам, где найти его келью: «Видишь, монастырь». Ког­да монах-чужестранец приходил в новую обитель, то его ожи­дали такие расспросы, предусмотренные разговорником: «Что ради пришел еси?», «Своим ли делом или послан еси?», «Кто послал?», «Много ли имаши пребыт зде? (долго ли пробудешь здесь? - Е.Р.).

 

 

Много лексики посвящено исповеди у старца. Русский пу­тешественник знал, как будет по-гречески: «Что сут помышле-ниа твоа?» и мог ответить старцу на его языке: «Бес числа согре-ших». В разговорнике перечислены основные грехи с переводом на греческий язык, начало и завершение исповеди. Случались на исповеди и такие беседы: «Прости мя, отче мой, но диавол прелстил мя, таити велит, еже не исповедати твоей святыни». На это духовник отвечал монаху: «Брате возлюбленный! Не бойся мене, но Бога бойся и заповеди его соблюди; аще мене утаишися, а Бога како утаишися!». Завершение подобной бесе­ды могло выглядеть так: «Молю же тя, добри старче, прости мя грешнаго, яко преизлише лгах ти! И моли Бога за мя!».

Любопытно, что среди советов старцев, данных в разговор­нике в переводе, присутствует главный - совет послушания: «Не твори ничто без благословенна, да не порадуется диаволь о падении твоем». И еще один совет, переведенный с греческого языка, должны были запомнить паломники: «Добро жити с старцем, полезно в опщем житии посреди многиа братьи; не полезно единому жит: впадет в уныние, в леност». Так рассуж­дал и Нил Сорский, именно с Афона и из Царьграда он вынес убеждение, что лучшая форма монашеского жития - это скит, то есть жизнь со старцем. А общежительный монастырь поле­зен юным и ненаученным монашеству...

 

 

 

 

 

Как знать, может быть, у Паисия (Ярославова) был переписан тот самый разговорник, с которым Нил Сорский ходил на Афон. Старец Нил мог доба­вить к обычному тексту рассуждения, которые ему более всего за­помнились. Сам Нил Сорский умел подписываться по-гречески: его греческую подпись «грешный Нил и неразумный» в одном из сборников житий скопировал Гурий (Тушин), монах Кирил­ле-Белозерского монастыря. Редактируя жития, Нил Сорский переводил с греческого языка непонятные для русского читате­ля слова и писал их значения на полях текстов: ксенодохион -странноприимница, епистолия - послание, кеновия - общежи­тие, схоластика суща - «от первых боляр суща» и так далее. Он также переводил греческие имена на русский там, где это было важно по смыслу. Например, в рассказе, как императрица Ири­на восстановила иконопочитание после долгой иконоборческой смуты, он посчитал нужным на полях текста дать перевод ее имени: «греч. Ирини - рус. мир». Таким образом, он сделал еще более понятным пояснение автора жития, который утверждал, что Ирина таким «именем по вещи наречена бысть, мятеж убо весь и печаль от церкве отгонит, мир же и веселие той дарова» . Кстати, именно переводом греческих имен на русский язык за­канчивается разговорник старца Паисия.

 

 


Некоторые исследователи предполагают, что Нил Сорский знал греческий язык настолько, что мог переводить тексты житий с греческого языка. Скорее всего, он знал его в объеме разговорника. Как заметил Никольский, составитель разговор­ника «сохранил следы близкого знакомства с греческой графи­кой», греческие слова он записывал на слух греческими буква­ми. Находясь долгое время «в странах Царырада», старец Нил, будучи разносторонне талантливым человеком, совершенство­вался не только как монах и делатель Иисусовой молитвы, но и как филолог. Знания, приобретенные им на Востоке, несом­ненно, помогли ему в дальнейшей работе редактора житийных текстов. Он поступил как рачительный купец, умноживший с лихвой свое состояние в «чужой земле». Примерно в 1485 году старцы Нил и Иннокентий возвратились на Русь.

 

 


Для биографа преподобного Нила Сорского существенным остается вопрос, посещал ли преподобный Палестину. Ведь не вызывает никакого сомнения, что, находясь так близко от Земли, по которой ходил Спаситель, преподобный должен был туда стремиться. В своих сочинениях он упоминает о Царыраде и Афо­не. Но о Иерусалиме нет ни слова. Следовательно, преподобный там не был. Иначе посещение Иерусалима должно было как-то отозваться в его писаниях.

 

 

В конце жизни старец Нил составил завещание. В нем он упоминает «крест большой (видимо, тот, который стоял в его келье, как у всех скитских монахов, перед такими крестами они обычно молились и совершали вечерню), а в нем «камень страстей Господних». Этот крест он завещал бра­тии своего скита.

Кто знает, каким путем камень от Голгофы оказался у препо­добного. Он мог получить эту святыню где-нибудь в Констан­тинополе или на Афоне, да и в Москву привозили немало свя­тынь. Но не исключена возможность, что преподобный Нил сам вывез этот камень из Палестины. Размышляя в своем уставе о распорядке дня скитского инока, Нил Сорский говорит, что свое монашеское правило нужно соотносить с конкретными усло­виями, в которых живешь. Он пишет буквально следующее: «Ле­том ведь и зимой в северных странах день и ночь значительно увеличиваются в часах, - не как в Средиземноморье, в Палести­не или в Константинополе». Преподобный упомянул Палестину, а он всегда говорит о том, что знает наверняка.

 

 

Принцип «лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать» был одним из глав­ных в его жизни. Возможно, воспоминания о посещении Иеру­салима оказались глубоко спрятаны в его сердце. Преподобный вообще не любил рассказывать о себе. Даже о Царьграде и Афоне он упомянул один раз, и то лишь для того, чтобы сделать более доказательной свою мысль о том, что скиты являются наилуч­шими монастырями для желающих безмолвия. В этом случае Нилу Сорскому, как и Евфросину Псковскому, нужно было со­слаться на непререкаемый авторитет Царырада и Афона. В на­чале XVII века среди сорских монахов еще сохранялось устное предание о том, что старец Нил «живал... много времени с ве­ликими отцы и досточюдными и во странах Полестинских, иже окрест Иерусалима, и в Раифе». Об этом преподобному Елеазару Анзерскому рассказал монах Дионисий по прозванию Крюк, некоторое время служивший уставщиком в Нило-Сорской пу­стыни. Сопоставив все эти факты, мы можем оставить в силе предположение о том, что Нил Сорский видел своими глазами солнце над Палестиной...

 

 

 

Симонопетра

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Увещание ко Спасению или время созидать самих себя
Духовные горизонты Часть I
Духовные горизонты Часть II
Стихи для тех, кто любит Афон
Ум во Христе
О Любви и Благодати
Опыт, оплаченный жизнью, или практические советы из уст в уста
Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги?"
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть I
Ис­кус­ст­во борь­бы с по­мы­с­ла­ми Часть II
О самом простом I часть (Притчи для взрослых)
О самом простом II часть
О самом простом III часть
О самом простом IV часть
Монах и лестница Часть I
Монах и лестница Часть II
Сборник: О самом простом
Монах и лестница Часть III
Золотая ниточка (Притчи для детей)
Живи незаметно
Чистое сердце
Старец
Помыслы
Блуд
Рак, лечение
Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) - Вступление
Тернистым путем к небу Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть I
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть II
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть III
Житие старца Гавриила (Зырянова) Часть IV
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть V
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VI
О жизни старца Гавриила (Зырянова) Часть VII
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 1
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) - Часть 2
Житие прп. Симона Радонежского Смоленского
Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода Любви | Путь к свободе | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз сердец | Любовь | Высшая форма Любви | Преданность | Труд сердцем | Прямота | Стойкость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек | Ум разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Смысл Любви | Любовь правда | Правда| Молитвы| Любовь страсть | Любовь жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение | Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность|

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihast.ru

Монах Симеон Афонский Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.


Монастырь Дивеево