Глубины смирения
121.Если ты уразумел, что твое восхождение в духовной жизни невозможно без обретения смирения, не устрашись подтвердить свое стремление к смирению полным отказом от своей воли и своих желаний, если ты возлюбил Христа.
122.Если ты имеешь обидчивость, знай, что ты еще не смирил пред ближним свое сердце.
123.Если ты впадаешь в гневливость, значит ты еще не возлюбил Христа всей душой.
124.Смирение не имеет предела, но не страшись погрузиться в его глубины, ибо глубины смирения – это вечная Жизнь в Возлюбленном Христе.
125.Пока не отречешься от своей воли и своих желаний, до тех пор скорби будут стучаться в твое сердце, чтобы пробудить его из духовного сна.
126.Бог повелевает и мир подчиняется Ему, ибо Бог берет на Себя его болезни; так и дух благодати, когда он вселится в твое сердце, возьмет на себя все твои тяготы и скорби.
127.Овладеешь смирением – овладеешь всем, что есть на свете, и более того – овладеешь небом и землей, но смирение потому и смиренно, что ему ничего не нужно, кроме Бога.
128.Отречение от себя ради Бога – это спасение; отречение от себя ради мира – это отречение от спасения.
129.Следуй любви и смирению – и они приведут тебя на небеса к Богу; если следовать ненависти и гордости – они упрячут тебя глубоко под землю.
130.Блаженны нищие духом, которы блаженны согласием с волей Божией.
131.Прекрасно забыть о земле, чтобы жить небом; но еще более прекраснее забыть о себе, чтобы жить Богом.
132.Мирские помыслы – это повязка на твоих глазах, житейские воспоминани – это пробки в твоих ушах, гневные слова – это кляп, вбитый тебе в рот, а блудные желания – это огненная игла, пронзающая твое сердце!
133.Пока тело живо для страстей – душа мертва для духовной жизни; наведи порядок в помыслах непрестанным усилием к спасению – и духовная жизнь откликнется в тебе.
134.Усилие к усилию, решимость к решимости, отречение к отречению, до полного просвещения души небесным Божественным Светом – это и есть путь Спасения, исполненный невыразимого присутствия Христова.
135.Покаяние к покаянию, смирение к смирению, познание к познанию – так наполняется сердце благом и приготавливается к вселению в него Вечной и непреходящей Любви – Христа.
136.Душа, очищенная от помыслов непрестанной молитвой, становится цельной; становясь цельной, она становится единой; будучи единой, она видит и созерцает Единое.
137.Тот, кто видит Единое, видит все; а тот, кто видит все, но не видит Единое – слеп и не видит ничего.
138.Чистое сердце, познавшее Непознаваемое и вместившее Невмещаемое, не имеет страха человеческого, но имеет страх Божий, который претворяется в нем в непреходящую Любовь.
139.Если имеешь страх человеческий, то, значит, имеешь тщеславие; тот, кто не имеет тщеславия, отринул человеческое и преисполняется Божественной благодатью, восходя от меры в меру.
140.Вкусивший чистый Свет, вкусил и вечной жизни, просветившей его душу, испил из вечнотекущего источника, пробудившегося у него в сердце, уразумел таинство иного бытия и причастился его невыразимой Любви,
141.Проставляй Бога не только словами, но больше всего – делами: отсутствием мирских помышлений, отречением от всяких страстных движений и совершенной простотой сердца, в которой любит пребывать Бог.
142.Сколько ни размышлять о Христе, от этого ум не становится умом Христовым; ум становится таким от совершенного отсечения всех помыслов и пожеланий и всецелого соединения с Возлюбленным Иисусом.
143.Царство Божие – это совершенный покой от всякого помышления, ибо душе, достигшей Бога и соединившейся с Ним совершенным соединением, уже не о чем помышлять, кроме как пребывать невыразимо в Том, кто был, есть и пребудет вечно.
144.Душа, полностью оставившая вещественные помышления, преображенная Божественной благодатью, не имеет нужды в действиях ума и чувств, ибо Бог становится истинной Жизнью, действием и славой такой души, утвердившейся в Боге: Ибо «уже не я живу, но живет во мне Христос.» (Гал.2.20.) |