Инок Парфений
Сказание о странствии
Паломничество в Иверон
(публикуется впервые)
От Филофея полтора часа ходу - четвертый монастырь, Ивер, преславныя и богатая Лавра: храм во имя Успения Божия Матери; храм велик и прекрасен, благолепно убран и весь иконопнсан. В сем монастыре обретается лречудная икона Пресвятым Владычицы нашея Богородицы, нарицаемая Иверсекая, Вратница Афонская, которая и доднесь источает чудеса многая.
Предание об Иверской иконе
Предание о ней вое имеется: «Сия икона пришла в Афонскую Гору по морю, поверх воды, яко на лакоть. Пришла она нощию. Поутру отцы, увидевши икону на море стоящую и яко солнце сияющую, вышли с литиею, крестным ходом, и хотели ее взять; но она поднялась на высоту. Отцы много молились, но ничтоже успели. От монастыря два часа ходу, в глубочайшей пустыне, и доныне зовомой Гаврилнна гора, жил один монах, пустынножитель, именем Гавриил.
В ту нощь явившись ему Царица Небесная Богородица, сказала ему, чтобы он скоро шел в монастырь, взял с моря Ея икону, и поставил ее во вратах монастырских; и еще сказала: "Аз еемь вратница и страж монастырю сему и всей Горе Афонской"; и стала невидима. Старец Гавриил, послушав и скоро встав^ пришел в монастырь, и увидел, что братия на бреге моря стоят, а некоторые в ладиях плавают, икона же Пресвятая Богородицы на воздусе стоит. Старец с верою пошел по морю, яко посуху, взял чудотворную икону Богородицы, и вынес ее на брег. Ще вышел на сушу, там появился источник воды, который до сего дня течет.
Гавриил поставил икону во вратах монастырских, как заповедала Богородица, и сказал, что Она будет вратница обители сей и всей Горе Афонской; а сам ушел в свою пустынную келию. Отцы поставили икону в соборной церкви, но поутру паки обрели ее во вратах. Триады покушались вносить икону в храм, но паки обретали ее на вратах. Потом оставили ее там стоять. По этому и наречеся Вратница. Там устроили малую церковь, которая и доднесь существует, и в ней стоит чудотворная икона Богоматери Вратарница. А врата от иконы повернули направо. Иверскою икона названа по сему случаю: После ея явления прошло несколько времени: приходит в монастырь некий юноша, от И вере кия земли, что ныне именуется фузия. Когда юноша взошел в церковь, и увидал икону, то узнал ее, заплакал, и сказал к ней:
"Вот куда Ты пришла, моя Владычица? Теперь приими н мене к Себе, и не остави мене, к Тебе пришедшаго". Отцы, видевши сие, начали его спрашивать: "Как и почему знает он икону?" Он же отвечал: "Как мне ее не знать? Она из нашего дому. Я при ней родился и воспитался, и матерь моя отдала меня ей на сохранение. Она стояла в нашем доме, от прародителей нам преданная. Отец мой на брани убит был, и мать моя осталась вдовою. Пришли персы, и опустошили нашу землю.
Некоторые воины вторглись в дом наш, и един из них ударил копнем в лице иконы; и абие из язвы истекла кровь; сами вы видите язву и кровь на лице ея. Мать моя горько восплакала, а воины, видевши сие чудо, испугались и ушли. Но не имея надежды сохранить у себя икону, и боясь видеть ее поруганною от злобных воинов, мать моя взяла меня, привела к иконе, и сказала к ней со слезами: "Царица моя Небесная! Тебе препоручаю сына моего: Сама спасайся, и сына моего сохраняй".
Потом взявши икону, пустила ее на реку, и сказала: "О Пресвятая Богордице! ищи Сама Себе место, такожце и сыну моему", и обратившись ко мне сказала: "Иди в греческую страну, и там спасайся". А сама воротилась в дом свой. Вскочили в дом другие воины, и убили мать мою; а я бегством спасся. И доднесь, ходя и странствуя, искал своей поручницы, и се ныне нашел ее здесь". Тоща отцы уразумели, что от Иверской земли пришла икона в Афонскую Гору, и нарекли ее Иверская, и Вратарница Афонская. Юноша же тот постригся там в монашество, а после был в этом монастыре игуменом. Узнавши сие, благоверные Иверские цари распространили сей монастырь. И начали приходить в него из Иверской земли братия, и постригаться в монашество. Поэтому и именуется сия обитель Иверскою»....
Сие предание содержится в Святой Горе Афонской, и сохранилось между скитниками и пустынножителями: потому что у них более достоверное сохранилось предание о каждом афонском монастыре, его происхождении и святыне, нежели в самых монастырях. Я сие испытал на деле. Во многих монастырях спрашивал братию о некоторых предметах и о их происхождении; но всегда братия отзывались незнанием.
А причина тому следующая: новоначальным, приходящим из миру, совершенно запрещено о чем-либо спрашивать и любопытствовать, и между собою на послушании разговаривать, и также ходить один к другому в келию; старцы строго наказывают, чтобы только каждый учился молчанию и созерцанию, и внимал сам себе. По большой части и это случается, что новоначальных и молодых посылают на разный послушания вне Святой Горы, на метохи и на подворья, где часто проживают лет по десяти. Поэтому устное предание им неизвестно.
Напротив, в скитах и в пустынях, всякое предание сохранилось живо и верно: ибо там живут попростее, вдвоем и втроем, и часто случается, что как кто прийдет в Афонскую Гору, так до смерти не выходя там и проживает. И ученики старца своего обо всем разспрашивают, и не по однажды; а старец им разсказывает все поподробну, то, что также слышал от своего старца и от прочих отцов. У них между собою бывают частая собрания, как то: в храмовые праздники, в имянины и поминки, и часто в таковых душеполезных беседах препровождают целыя ночи.
И там есть чего послушать назидательнаго, когда сединами украшенные, старцы между собою разговаривают, а юные сидят и со вниманием слушают, а иногда делают и вопросы. Сим старцам известна вся Гора Афонская, как свой сад.- они знают - по какой причине и кем каждый монастырь основан и выстроен, и какая святыня в нем находится, и какия достопамятныя события там происходили, и какие прежде бывали и ныне есть там подвижники, чего и своя братия не знают. Они знают - какая гора или долина, или келия, от чего получила название, и какое там случилось происшествие. Об этом у скитников частая бывают беседы; этим они себя и назидают.
Но все это только содержится по устному преданию; а писанию, к сожалению, едва ли кто что предал, да едва ли кто о том и подумал. Я и сам, на келий пожив год, тогда только кое-что мог узнать; а чтобы предать писанию, того и на мысль не приходило; а после, проживши шесть лет в общежительном Русском монастыре, уже ничего новаго не узнал, и последнее, что знал и слышал живя на келий, тб почти все позабыл, ибо там каждый только внимает своему спасению.
Мне случилось быть в монастыре Хилендаре; я спросил: «Чтб такое значит икона Троеручица? Откуда и кем она к ним в монастырь принесена?» Но они отвечали: «Мы не знаем». Я спросил скитников и пустынножителей, и они все знают. Как тогда полагал, так и теперь уверен, что эти все предания - самый древний и верный. Только скоро и от скитников узнать всего невозможно; а надобно между ними пожить, ближе с ними познакомиться, ходить на их собрания, и обо всем любопытствовать и разспрашивать их; да еще тому хорошо, кто знает греческий и болгарский языки.
В Иверской обители хранится множество частей от святых мощей и три креста с частями Честна го Древа. На паперти у соборнаго храма есть написанная на стене чудотворная икона Самого Спасителя Иисуса Христа, в самый подлинный рост, какого Он был во плоти; и горит пред ней неугасимая лампада. Монастырь велик и прекрасен, а трапеза старая и обветшалая. Воды имеет много, но летом тепла, потому что издалека проведена. Лесу много всякаго. Есть великий огород, не только ради братий, но много овощия и продают. Много хлеба, масла и вина, но общежития не содержут.
Странноприятия и страннолюбия во всей Афонской Горе нет такого, как в Иверском монастыре. Каждую неделю и праздник бывает для всех странних общая трапеза. Хотя и во всей Горе странних принимают и упокояют, но не столько там бывает народу, как на Ивере: ибо у Ивера пристань корабельная и близко Карея, т. е. базар; также вблизи его много скитов, кол иб и келий. Но не токмо в праздничные дни делают трапезу, а ежедневно всем мимоходящим подают во вратах по порции пшеничнаго бел а го хлеба, котораго довольно человеку на день. Хотя бы случилось и дважды кому пройти на день, никогда не отказывают,
И течет, яко река великая, из Иверскаго монастыря ежедневная милостыня. Имеет под собою один великий скит, называемый Иверский, во имя честнаго пророка Иоанна Предтечи, усекновения его честныя главы. К этому же монастырю принадлежит славный скит Магула, процветавший в свое время великими подвижниками. Стоит на самой красоте, на открытом воздухе, против монастыря Филофея; ныне же находится почти в запустении, и мало в нем живущих; храм во имя преподобных отец и пустынножителей, Онуфрия Ве-ликаго и Петра Афонскаго. Монастырь Ивер много имеет в своем заведывании великих и богатых келий. Стоит близ моря, сажен сто от моря, между гор, в долине.
Инок Парфений (Агеев). Биография |