Пустыннические келлии на Святой Горе. Явление Богоматери Николаю
Пустыннических келлий на Святой Горе насчитывается до 800. Здесь келлия, в строгом смысле слова, не значит просто — одна комната, как у нас в России, а целый дом со всеми к нему принадлежностями и с церковью. Если при отшельническом доме нет церкви и других условий к иноческой жизни, то есть виноградника и леса, - это называется уже не келлия, а калива.
Одна комната, собственно только помещение и спальня инока, - это кавья. Из этого можете понять, что и самая жизнь на Афоне имеет подразделения, и всех родов иночества здесь насчитывается до восьми, если не более. Об этом когда-нибудь я побеседую с вами особенным письмом.
Из келиашей, или келлиотов, есть удивительные подвижники.
Из числа русских некто Николай, назад тому года два скончавшийся в великой схиме, был редкий своего рода келиаш. рост был Николай и необразован светски, но сердечная или умная молитва до такой степени просветлили дух его, что он до тонкости знал, удивительно судил о тайных движениях страстей и приражениях демона и со строгою наблюдательностью следил за степенями духовного совершенства. 20 лет провел он на Святой Горе и за свое смирение и сердечную простоту получил от Господа дар необычайных слез, повредивших даже самое его зрение.
В последние дни своей жизни он чрезвычайно ослабел физически и почти ничего не видел, но, несмотря на то, церковного и келейного правила никогда не оставлял. Когда наступило для него время отшествия ко Господу, за четыре дня он узнал это. Раз в мясопустную субботу, на Литургии приобщившись Святых Тайн, он едва дотащился до своей келлии и в крайнем изнеможении слег на свою постельку; потухающие глаза его закрылись, и он забылся на несколько мгновений.
Вдруг дивный свет осиял его. Николай открывает глаза и видит, что, осияваемый небесною славою, входит к нему инок в сопровождении двух прекрасных юношей и останавливается пред его постелькою.
- Узнал ли ты, и знаешь ли меня, отец Николай? - кротко спросил явившийся изнемогающего старца.
Николай пристально посмотрел на посетителя и скромно отвечал:
- Как же не знать тебя, наш батюшка! Ты — отец А.
- Да, это я, тихо произнес явившийся, -посмотри же, — продолжал он, — как украсил меня Господь славою Царствия Своего. Эта же слава ждет и тебя чрез четыре дня.
Турецкие налоги
Говоря о келлиях, надобно заметить, что каждая имеет под собою значительные участки земли, граничные черты которой строго хранят и обносят забором для того, чтобы домашний скот не мог вредить соседних нив и покосов, если при которых келлиях есть они.
Если бы и случилось по оплошности одному вытравить у другого ниву или виноградник, то обиженный, по святогорскому законоположению, имеет право приносить жалобу или протату, или аге.
Два раза такой травли штрафуются денежным взысканием, но случись она в третий - турецкий ага берет себе скот, который вытаптывает так бесстыдно келлиотские нивы, колет его и кушает в жарком или в похлебке, благодаря кел-лиотов за доставление ему лакомого кушанья, а виновного между тем предает законному суду за беспечность и слабость дозора за домашним скотом.
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги...
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь