Западные путешественники все видят криво
Западные путешественники, да и г. Д., не имея совершенного понятия об устройстве наших церковных зданий, все келлиотские церкви на Афоне назвали и называют часовнями, тогда как ни одной действительной часовни нет на всем Афоне. Таким образом, поверхностно обозревая Святую Гору, не умея отличить светлое от темного в нравственном отношении, некоторые не из западных только, но и из русских
внесли в свои замечания неосновательного и проявляющего в них дух язвительной иронии.
Путешественникам подобного рода лучше бы, кажется, молчать, чем, не имея достаточных сведений о внутреннем достоинстве подвижничества, писать неправду и обольщать людей мишурным блеском красноречивых строк, без серьезного убеждения и строгой истины в своих иронических рассказах.
Не то чтобы полемически, а просто чтобы только показать, до какой степени несправедливы понятия современного просвещения об истинном духе подвижничества, я вам предложу на ваше собственное суждение три места из записок г. Д.
Вот они:
1) -«Стараясь пресечь возможность, - говорит г. Д., - всякой встречи с человеком, монахи (афонские), отказавшиеся от света, делают и объявляют другим обет: убивать всякого, кто попадется им навстречу» (с. 162).
-Дервиш — мусульманский странствующий нищий монах-мистик.
Скажите, пожалуйста, по совести: есть ли подобное зверство в турецких дервишах, то есть убивать людей невинно и делать на то безрассудный обет? И какие законы христианской веры допускают обеты безнравственные, разбойнические? Я пробыл здесь целых девять месяцев, тогда как г. Д. не более двух недель; по возможности старался я проникать в сокровенные пустыни здешних отшельников, вызнавать образ их мыслей, и чувств, и жизни, допытывался разгадать: нет ли здесь в самом деле таких пустынников, какими выставляет их г. Д.; но, как говорится, ни слуху ни духу, и даже удивляются афонцы: с чего возведена на них подобная клевета русским и православным путешественником? Бог да простит обидящих нас! Демон и не так еще досаждает нам, но мы терпим, потому что терпение великая добродетель. Посмотрим далее.
Вернуться к оглавлению письма...
Вернуться к оглавлению книги...
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь
|